|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕОРИЯ ЦВЕТОВ
Большую часть информации о внешнем мире человек воспринимает посредством чувств, 90% знаний посредством зрения. Окружающие предметы, людей, пейзаж можно идентифицировать и без цвета, с помощью формы, движения, текстуры и понятий светлого - темного. Цвет, однако, предоставляет более широкие возможности определения различий. На основе исследований антропологов культуры выяснилось, что цветное зрение отсутствует приблизительно у 8% мужчин и 0,5% женщин, у финно-угорских народов цветослепота встречается еще реже.
Ощущение цвета
Для возникновения ощущения цвета световой импульс должен посредством зрительного аппарата достичь центра зрения нашего мозга. Свет может исходить как прямо от предмета, излучающего свет – солнца или искусственного источника, так и отражаться от некоторого предмета, не излучающего свет, или проникать через эти объекты. Сетчатка глаза воспринимает конкретный световой импульс и посылает его в виде сигнала или импульса в мозг.
Зрительный аппарат, посредством которого нам передается свет и его цветные характеристики, у всех, у кого он в порядке, одинаков. Его действие восхитительно – глаз человека различает около 10 миллионов цветовых оттенков. Все цветные оттенки возникают в результате совместной работы фоторецепторов, расположенных в глазном яблоке. Разная степень раздражения колбочек, чувствительных к красному, зеленому и синему, вызывает ощущение соответствующего хроматического цвета. При равных импульсах мы видим, в зависимости от силы импульса, белый, серый или черный цвет, т.е. возникает ощущение ахроматического цвета.
Восприятие цвета
Несмотря на то, что посредством зрения мы получаем основной объем знаний и зрительный аппарат у всех действует одинаков, мир ощущений и чувств у всех разный. Причин для этого по меньшей мере три: разная чувствительность глаза, явление синестезии и оценка цветных ощущений через фильтр восприятия. Только в процессе восприятия духовное познание формируется в единое целое.
Чувствительность глаза характеризует величина минимального раздражения, необходимого для возникновения зрительного восприятия.Чувствительность развивается и в течении жизни может меняться. В процессе старения уменьшается чувствительность глаза по отношению к коротковолновому свету, так фиолетовые и синие цвета кажутся детям более яркими, чем пожилым людям.
Есть люди, которые видят звуки, буквы и числа цветными. Запах, вкус и боль могут также создавать цветное ощущение. Такое смешение ощущений называется синестезией. Причины синестезии до конца еще не известны, но установлено, что это явление действительно существует, а не является плодом воображения. Есть многочисленные свидетельства того, что люди в возрасте до года все были синестиками. По оценке исследователей смешение ощущений наблюдается у одного человека из 2000.
У большинства из нас ощущения не смешиваются, при этом, однако, дополнительно к цветному ощущению на зрительное восприятие оказывают влияние наши жизненные опыт и позиция, система оценок и мышление. Вне поля зрения человек ясно видит только то, к чему он испытывает интерес, т.е. то, на что направлен его взгляд. Хотя поле нашего зрения и является довольно широким, точную информацию о рассматриваемом объекте дает только одна точка – желтое пятно.
В сетчатке глаза расположены около 130 миллионов воспринимающих свет рецепторов, которые направляют информацию в зрительный нерв и оттуда дальше в головной мозг. До места доходит только та часть информации, которая сочтена важной, остальная отсеивается. Нашего сознания может достичь только одна десятимиллионная часть от общего объема информации, из которой в мозгу откладывается одна сотая.
Оценочная часть зрительного восприятия, то есть то, как цвета влияют на наше самочувствие, образует совокупность неопределенных свойств. Свойства эти называются неопределенными, поскольку возникают под влиянием интуитивных цветных переживаний и не могут быть измерены.
Измерение и описание цветов
Свойствами, присущими цвету, которые могут быть измерены различными инструментами, являются цветовой тон (длина волны), светлота и насыщенность или хроматичность. Отраслью науки, которая занимается точными системами цвета и измерением цвета является колориметрия.
Начиная с попытки в 1810 году трехмерного описания цвета художником П.O. Рунге, к модели его «цветного глобуса» добавилось много различных систем цвета. В связи с этим менялась и используемая терминология. Самыми общепринятыми являются названия, отражающие основной одноименный тон цвета (красный, желтый), а также - светлый/темный, тусклый/сияющий. Термины теплый/холодный применительно к цвету позволяет уточнить тон, а блестящий/матовый охарактеризовать качество поверхности.
Имеется три причины, почему восприятие цвета и его измерительные характеристики не соотносятся один к одному. Таковыми являются метамерия, константность цвета и интерактивность цвета. Метамерия означает, что цвет двух поверхностей может быть одинаковым, но длина отражаемых ими волн различна. Различие может стать видимым только при изменении источника света. Так, например, кажущиеся при естественном свете одного цвета со стенами, оконные покрытия при искусственном освещении могут заметно отличаться.
Из-за интерактивности цвета, т.е. в результате их взаимного влияния, один и тот же цвет, в зависимости от фона или рядом находящегося тона цвета, по теплоте, яркости и блеску может производить существенно разное впечатление.
К началу страницы
|
|
|
|
|
|